Где-то в 2002 году мне сказали —
Парфюмер — классная книга, чем-то похожа на Мастера и Маргариту.
Тогда я поверил, купил книгу и стал читать. С первых же страниц мне стало ясно, что определение «похоже на Мастера и Маргариту» никуда не годится. Почему? Да потому что у Зюскинда всё иначе. И видно это прям-таки с первых строк. Жан-Батист Гренуй не похож ни на Воланда, ни на Мастера, ни на Бездомного, ни на Берлиоза… он вообще ни на кого не похож.
Патрик Зюскинд не изобретал велосипед — главные герои отрицательного характера уже появлялись в мировой литературе (скажем, Медея у Еврипида или мистер Хайд у Стивенсона). Но Гренуй — исключительный персонаж, он разительно отличается от других людей с самого рождения, и люди начинают его бояться — коллективное бессознательное и архитипичные страхи определяют отношение к нему, потому что только зло не имеет запаха.
Но почему-то с самых первых страниц к нам приходит очарование Жан-Батистом, мы проникаемся симпатией к этому существу, к этому несчастному человеку. И это чувство сохраняется на протяжении всего романа, до самой его смерти. История жизни Гренуя — трагична; его детство связано с отвержением, отторжением общества; типичная история сиротства — юродивость на лицо.
Но юродство Гренуя иное, оно не праведное, оно наоборот сочетает в себе дьявольщину. Естественно, можно говорить о влиянии социума на отношение человека к окружающим, рассматривая психологические аспекты в романе. Однако здесь всё намного глубже — здесь и миф и психология; зачастую очень тесно сплетены в тугой канат. Помимо отличной трансляции исторических особенностей в Парфюмере отлично чувствуются запахи. Их можно почти потрогать — безумные смеси бьют прямо в нос. И это, я считаю, большая удача Зюскинда.
На запахах построен весь мир романа, мир Гренуя — человека, не обладающего собственным запахом, но обладающего обонянием, способным чувствовать и определять то, что не дано самым знатным и самым знаменитым парфюмерам какой бы то ни было эпохи. История любви — безответной любви, несчастной любви. История любви, не требующей ответа. История любви и убийства. Убийства во имя желания любви, той самой, которой не было в детстве, не было на протяжении всей жизни. И пусть любовь мира длиться несколько минут, а потом тебя разрывают на части.
Что ж — лучше вспыхнуть на миг, чем никогда даже не заблестеть. Захлопнув книгу, я уверился, что ничего общего с Булгаковым — ни одной параллели; даже зло выглядит иначе — зло, приносящее добро, скорбящее о мире, и зло, которое внутри Гренуя.
После моих слов, что роман необходимо прочитать в любом случае, книгу свою я видел всего пару раз — потрепанную, с вывалившимися листами. Друзья и знакомые зачитали книгу почти до дыр. И каждый раз в книжном магазине у меня возникает желание снова купить Парфюмера, чтобы ещё раз прочитать отличный роман.
PS. Недавно ещё одну книгу сравнили с булгаковским романом, но как оказалось из прочтения — опять ничего общего…