Думается, что имя Эдгара Аллана По знакомо каждому, кто-то считает его предтечей научной фантастики, кто-то первым автором рассказов ужасов, кто-то родоначальником детективного жанра, или как Бодлер или Бальмонт, скажем, великим поэтом, основоположником «символизма». Скорее всего и в По и в его творчестве сочетается все — ведь «есть избранники, которым дано в каждую полночь видеть привидения и с каждым рассветом слышать биение новых жизней».
Буквально на днях делал работу про Эдгара По, прочитал в связи с этим замечательные статьи Константина Бальмонта и его очерк о жизни амриканского писателя. И действительно, глядя на тяжелую биографию По и его творчество, замечаешь, что все очень сильно переплетено…
Одна из книг, что присутствует в моей библиотеке — это именно этот сборник, выпущенный издательством Азбука, Колодец и Маятник. Рассказы, которые вошли в состав этого томик, совершенно разноплановые, но они дают представление о широчайшем спектре тем, которые выбирал (или они сами таинственным образом становились основным лейтмотивом) для своих произведений.
Колодец и маятник, заглавная новелла сборника наполнена психологизмом, переживаниями героя, неизвестностью и неизбежностью и непредсказуемым финалом. Убийства на улице Морг и Тайна Мари Роже — детективы чистой воды, рассказы о сыщике Дюпене, любителе книг и парижских ночей, обладающем потрясающими аналитическими способностями, раскрывшем ужасающие преступления только лишь путем логических размышлений…
Я читал По для того, чтобы научиться. А учиться есть чему — где-то метафорам, где-то лаконичности, где-то совмещению несовместимого, краткости, выбору слов и так далее. Еще до того, как я прочитал Тайну Мари Роже, я написал небольшой рассказ, героем которого стал нищий, находящийся на грани сумасшествия, с больной, но безумно любимой женой Верджинией, лишенный вдохновения Эдгар По. Навряд ли я смог в рассказе передать атмосферу и таинственность, как это удавалось Мастеру.
Мне кажется, что и жизнь, и творчество По будут еще долго привлекать и вдохновлять писателей, поэтов, художников и музыкантов, всех кто занимается поисками истины, прекрасного и неземного. Точно так же, как По вдохновлял когда-то Бодлера, Блока, Бальмонта, Брюсова, Рахманинова, Верлена, Анненского, Гумилева, де Гурмона, Моро и многих других…
2 ответа к “По Э.А. Колодец и маятник”
Колодец и Маятник — очень интересно.
Эдгара По не понять простому человеческому мозгу! А хочется… Великий мастер психологизма, от чьих душещипательных описаний корчится сознание, да будет жив вечно в сердцах тонких эстетов!..:)