Что-то невероятное творится. Собирался сегодня писать про ершовского "Конька-Горбунка", а пришлось сначала снова читать про него. МК слегка опередил меня.
На прошлой неделе узнал, что авторство сказки ставится под сомнение. Причем давно, аж с позапрошлого века. И приписывают "Конька-Горбунка" Александру Сергеевичу. Ну, а что? Достоверно же известно, что первые четыре стиха набросал именно он. Что было дальше — тайна.
Вот любовь Пушкина к мистификации всем известно. Достаточно вспомнить "Повести покойного Ивана Петровича Белкина" или анонимную "Гавриилиаду". И сюда же приплетем сочинение "Лука Мудищев", авторство которой тоже пока под вопросом.
Вернемся к сказке Петра Ершова. В 1834 году Пушкин давно "гений", а Ершов всего лишь студент Петербугского университета. Петя подрабатывал переписыванием чистовых рукописей. И тут в журнале "Библиотека для всех" выходит первая часть сказки "Конек-Горбунок".
Черновиков нет, дневника Ершова не осталось. За публикацию автор получил гонорар в 500 рублей. После окончания университета Ершов уехал в родной Тобольск. Он служил учителем, и всегда нуждался в деньгах. Кроме знаменитой сказки Ершов написал несколько десятков стихов, бол ее никак себя не проявив.
Белинский считал сказку подделкой. По этой версии "Конек-Горбунок" написан Пушкиным, но ввиду цензуры издан под именем Ершова. Вроде как имеются даже автопортет Александра Сергеевича в виде конька в профиль. Этот рисунок, кстати, помещен на обложке недавно выпущенной книжки "Александр Пушкин. Конек-Горбунок" (тираж 1000 экземпляров).
А вот Константин Аксаков относил Петра Ершова, как и Фадея Булгарина и Ивана Панаева, к числу поэтов-однодневок. Так, что ничего удивительного, что Ершову удалось со своей сказкой ярко вспыхнуть, а потом долго тлеть…
Думается, спорить про авторство будут еще долго. Но это не все, что я хотел сказать о "Коньке-Горбунке". К своему изумлению узнал, что сказку запрещали целых три раза! Впервые книжку запретили печатать еще в XIX веке, когда она не понравилась церкови. Что уж они там усмотрели, не знаю.
Приключения продолжились уже при советской власти. Ну тут все проще. В 1922 году "Конек-Горбунок" признан "недопустимым к выпуску" из-за вот этой сцены:
Царь умылся, нарядился И на рынок покатился; За царём стрельцов отряд. Вот он въехал в конный ряд. На колени все тут пали И "ура" царю кричали.
Да, за то что народ приветствует царя. А в 1934 году в разгар коллективизации цензоры усмотрели в книжке "историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака". И это нормально, мне кажется, время такое, сами понимаете, было.
В 2007 году сказка снова могла оказаться под запретом. Из-за вот этих слов:
Царь, прищурясь глазом левым, Закричал к нему со гневом, Приподнявшися:"Молчать! Ты мне должен отвечать: В силу коего указа Скрыл от нашего ты глаза Наше царское добро — Жароптицево перо? Что я — царь али боярин? Отвечай сейчас, татарин!"
Именно, из-за того, что "татарин употребляется как ругательное слово". Татарские активисты потребовали проверить книгу на экстремизм. Однако экспертиза не потребовалась, поскольку сказка, по заявлению Минюста, — это классика. Слава богу, обошлось. Но, согласитесь, само по себе смешно, что дело все-таки открывалось.
Вот такая нелегкая жизнь у горбатого коника, которому то и дело приходится доказывать, что он не верблюд.
Полезные ссылки:
- Неужели навека Пушкин отдал "Горбунка"? в МК
- Экстремальное чтиво в Руcском Newsweek’e
- Лука Мудищев — история и мифология на Барковиане
- Литературный спор про "Конька-Горбунка" на Мифоскопе
- Текст сказки "Конек-Горбунок" на Викитеке