Что писатель может оставить после себя? Незавершенные работы, подсказки о создании своих героев, событиях, которые нашли отражение в его творчестве. И, как и все остальные, отношения.
Курдо Бакси (Kurdo Baksi) встретил Стига Ларссона в 1992 году. Ларссону было тридцать восемь, и он выпускал левацкий журнал Expo. Бакси было 27 лет, и он работал в другом антирасистском журнале — Svartvitt. Ларссон только-только опубликовал свою первую книгу, «Правый экстремизм (The Extreme Right)», о расистских организациях (он напишет и другие книги по проблемам расизма, про женоненавистничество и неонацизм). После этой встречи эти двое видели друг друга почти каждый день (а в 1998 году они и вовсе объединили два журнала) до внезапной смерти Ларссона в 2004 году. Они поддерживали друг друга во время кризисов, в том числе связанными с угрозами убийства.
Бакси сделал заметно меньше исследований по сравнению со своим другом, а эта книга — история дружбы. Баксы пишет, что Ларссон жил работой в качестве журналиста и активиста. Он страдал расстройством сна (insomnia), был поразительно продуктивным, но имел ужасные привычки, и его преследовали определенные воспоминания, которые во многом повлияли на его творчество.
Например, когда Ларссону было 15 лет, он наблюдал, как трое друзей насиловали пятнадцатилетнюю девочку. Он не остановил их; и преследуемый ее криками о помощи, пошел извиняться несколько дней спустя. Она отказалась принять его.
Бакси считает, что Ларссон имеет больше общего с Лизбет Саландер, чем с Микаэль Бломквист. Характер Саландер частично основан на истории молодой сотруднице EXPO, арест которой за домашнее насилие получил широкую огласку. Бакси по-прежнему поражен способностью своего друга писать романы в относительной тайне. Так в 2003 году Ларссон принес готовую книги для издателя, но тот отказал ему, но уже на следующий издатель принял все три романа Ларссона.
Оригинал статьи: Discoveries: ‘Stieg Larsson’ by Kurdo Baksi.