Поклонники серии “Культура” Иэна Бэнкса смогут насладиться остросюжетным триллером последнего психоделирика «Поверхностная деталь», правда, количество слоев действительности для кого-то может показаться чрезмерным.
Вы должны узнать ужасную правду … вы уже умерли и находитесь в аду. Доказательства будут видны очень скоро, если уже не проявились. Можете представить себе похожее сообщение, доставленное тем, кто отправился в виртуальный ад «Поверхностной детали» — нового романа научно-фантастического писателя Иэна Бэнкса из его серии Культура.
Что такое Культура? Основанная человеком галактическая цивилизация, которая в попытках создания прогрессивных и добрых правил, иногда делает жуткие ошибки. На протяжении всех 9-и романов, в том числе блестящих «Использование оружия» и «Excession», Бэнкс использовал психоделическую космическую оперу, чтобы изучить Культуру и рассказать о потрясающих приключениях с героями, в то же время разумно комментируя вопросы, связанные с войной, моралью, философией и религией.
В «Поверхностной детали» убийство служащей по договору Ледейе Ибрек, влиятельным разбойником-бароном Вепперсом, последующее за этим таинственное воскрешение на борту далекого корабля Культуры начинают серию роковых событий. Задача Ибрек – взять реванш над Вепперсом и узнать секрет своего воскрешения. Это становится главной сюжетной линией романа.
Культура и ее союзники борются против коалиции других цивилизаций, которые посылают своих мертвых, а иногда и живых преступников в виртуальный ад, чтобы терпеть бесконечные мучения: «Ад существует только потому, что кто-то в него верит, иногда даже слишком, никак не оправдывая такую чрезмерную религиозность». Бэнкс показывает это в образе военного командира Ватуэиля в различных ситуациях, возникающих на просторах виртуального мира.
В будущем виртуальность будет неотличима от реальности утверждаеттновое произведение Бэнкса. Это отчетливо прослеживается в описании Павулеанского ада: «Далеко далеко, под черными кипящими небесами, течением выносило на большое кровавое болото, где страдающие, уже вкоренившиеся как старые деревья, уходили снова и снова под воду с каждым новым дождем и каждой новой струей крови». Сначала, это кажется просто стигийской усладой для глаз, но постепенно персонажи прикрепляются к этому ужасному месту так реально, что виртуальность их приключений захватывает, заставляя сопереживать героям.
Переплетение всех элементов, наряду с захватывающими космическими боями, и угрозой действительной войны в аду, выливающейся в «Реальность» — это классика Бэнкса. Однако, большинство резонансных частей «Поверхностной детали» касается Павулианского ада. Та часть, в которой Чэй отказалась забыть о надежде, и была изгнана в Убежище (виртуальный монастырь)- особенно остра. Героиня живет всю оставшуюся жизнь на краю пустыни, постепенно высыхая: «Ее лицо покрылось морщинами. Ее кожа посерела, а походка стала неуклюжей с возрастом». Ее небольшой жизненный опыт, взаимоотношения с другими монахинями придают произведению пафос, несколько недостающий в других частях романа.
Вепперс – злодей, если бы он был актером, то вы бы сказали, что он портит сцену. Но без изюминки в характере, он быстро бы надоел.
Бэнкс, конечно, наполнил «Поверхностную деталь» волнением и энергией, но в конце концов роман кажется слишком длинным и слишком виртуальным. Трудно не сравнивать его с творчеством Филипа К. Дика или романом Степана Чепмена «Тройка», в котором «виртуальность» так искусно переплетается с персонажами, что это становится трансцендентным и волнующим. Поклонники Культуры будут наслаждаться «Поверхностной деталью», но остальные могут захотеть меньшего количества слоев и большей глубины.
Кстати, если вы заинтересовались, то вы не по-настоящему умерли. Вы не в аду. Наверное…
Оригинал статьи — Book review: ‘Surface Detail’ by Iain M. Banks.