Рубрики
о книгах черновики

Синдром Дэна Брауна

витрувианский человек да винчиВ общем-то, в некотором роде, это очередная заметка о романе «Код да Винчи«. Но я не буду описывать сюжет романа Дэна Брауна или делиться мнением о прочитанной книге (к слову сказать уже как год назад), мне захотелось отметить другой момент. С выходом этой книги (по крайней мере в нашей стране) появились сопутствующие книги, книги-объяснения, книги-словари. Например, «Взламывая Код да Винчи» С. Кокса, «Код да Винчи расшифрован» М. Ланна. Эдакие рыбы-прилипалы, которые расходятся горячими пирожками во всех книжных. Почему? Скажем, недалекий, среднестатистический читатель (может быть, даже любитель Донцовой) конечно обратит свое внимание на такую книгу. Ведь ему интересно и что такое Святой Грааль, и головоломки Леонардо, и объяснения различных символов, в том числе и религиозных.

Но я не об этом хотел сказать — словари и энциклопедии для того и нужны, чтобы объяснять нам то, чего мы не знаем. Я хотел заметить вот что.

Вслед за Кодом начали появляться и другие детективные истории с историческим контекстом. И начали они появляться, как грибы после дождя. Вот один из примеров — «Загадка Рафаэля» Йена Пирса или «Тайна Иеронима Босха» П. Демпфа. Почему их выпускают многотысячными тиражами? Почему это называется интеллектуальной прозой? Выпускают эти книги, мне кажется, только ради прибыли — издателей волнуют лишь деньги. Выходя в одном издательстве, книги формируют целую серию. Так произошло и с Кодом. Ведь если книга имеет прекрасное оформление, на обложке написано пара цитат из рецензий неизвестных нам заграничных газет, выходит в той же серии, что и книга-кормилец (по аналогии с акулой и рыбами-спутниками). Вот вам и серия, вот вам и покупатели, вот вам и деньги.

Почему это называется интеллектуальной прозой, а не детективом? Тут сложнее. Мы все пользуемся ярлыками, мыслим шаблонно и штампами (и я в том числе — перечитайте заметку и вы найдете несколько штампов, впрочем я никогда не стеснялся этого). Поэтому если роман Брауна нарекают ителлектуалным детективом (или романом, или прозой), то почему другие — очень похожие — книги должны зваться иначе? Тем более в одной серии и с оригинальными названиями («Код Маннергейма«, «Маска Лафатера«).

В море новинок интеллектуальных детективов затерялся даже сам Дэн Браун. Его другие книги — «Ангелы и демоны«, «Точка обмана«, «Цифровая крепость» — не так популярны. Да впрочем и не так интересны (Роман «Ангелы и демоны» написан до Кода, начало его столь же увлекательно, как фантастичен и тривиален финал; интересный сюжет загублен неоправданной фантастикой — в происходящее просто не верится, в отличие с тем же Кодом).

Все это напоминает эпидемию — резко начинается, хаотично развивается и затухает. А на книжных прилавка пылятся томики с призывными названиями «Код бытия«, «Первый всадник«, «Тайна придворного шута«, «Седьмой свиток«, «Самозванцы«, «Семь преступлений в Риме«, «Загадка Ватикана» и многие другие. А через какое-то время эти книги можно найти будет на лотках «Все книги по 40 рублей».

Так что советую не торопиться с покупкой книг за 150-250 рублей, а немного подождать, и тогда сможете сэкономить. А если хотите читать интелектуальную прозу, то мой совет — выбирайте другие книги и других авторов. А лучше, читайте классику.

P.S. Если вы не верите, что все книги реально существуют, то вы ошибаетесь — попробуйте поискать в интернете. Найдете в магазинах или на сайтах издательств.

И приятного Вам времени и настроения для чтения книг!

Автор: Владимир Болотин

Родился и вырос в Москве. Учился в Литературном институте, сочинял истории. Книги - одно из страстных увлечений. Не делаю различий между бумажными и электронными книгами. В 2006 году придумал блог "Пять страниц о...".
Работаю в "Российской газете", иногда пишу про книги, кино и различные гаджеты.

2 ответа к “Синдром Дэна Брауна”

Дэн Браун все-таки гениален, но не как писатель. И стиль у него так себе, и герои какие-то плоские, и сюжетики хоть и увлекательные, но не намного талантливее и оригинальнее множества других популярных детективных авторов, и исторические факты он стремится подстроить под себя, что не есть признак интеллектуальной литературы… А вот нашел же, умница, такую тему, которая «переворачивает основы нашего представления о цивилизации» и соответственно вызывает желание ознакомиться с его творчеством у всех. И теперь зарыбатывает на этом миллионы. Коммерческий гений. Одно меня интересует: что же он дальше писать-то будет? Еще одну такую золотую жилу трудновато будет найти. Разве что перекинуться на ислам, накопать чего-нибудь на пророка Магомета…

не знаю, по мне так, у него все сюжеты какие-то одинаковые… «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны» так вобще как-то уж слишком похожи, разве что героев зовут по разному и разный антураж… честно говоря, «Ангелов…» до конца не осилила, как-то уж слишком однообразно и затянуто

Обсуждение закрыто.