Рубрики
мысли черновики

Литинститут: мечта и кич

Можно было бы назвать заметку как-нибудь Лит: мифы и реальность, или Байки из Литинститута, или еще как-то… Но это не отражало бы моего настроения, связанного с Литинститутом. Ведь за те годы, что я учусь в Лите (а это уже 4 года), мое отношение к самому вузу изменилось. Но не только к самому вузу, но и к тем, кто там учится, и в первую очередь к себе и к тому, что и как я пишу… Когда я учился в школе, когда только начал писать какие-то рассказики, стишочки — которые и стишками-то трудно назвать, так… строчки в столбик, и даже не верлибр и не белый стих, я мечтал о том, чтобы поступить в это святое, как я считал, элитарное учебное заведение. После школы у меня не сложилось — пять лет я учился в других местах… И только в 2003 году мне посчастливилось оказаться на вступительных экзаменах. Исполнилась мечта идиота. И вот экзамены позади. Уже есть какие-то знакомства, какие-то намеки на признание мастера (преподавателя, который ведет творческий семинар — прозаический или поэтический, драматургический или еще какой), на некую фору перед товарищами по курсу. Вместе с тем пришло осознание какое-то странное чувство сопричастности с элитой — пишущей братией. Мне казалось, что многие здесь — бездарности, ну а я конечно же гений, не меньше. Конечно же, какая-то доля гордости должна быть и она оправдана — ты не такой как другие, ведь ты среди тех немногих (всего-то 60 человек), которым удалось пройти огонь и воду, и даже медные трубы в виде собеседования. И друзья тобой гордятся, и завидуют. А ты про учебу в Литинституте упоминаешь к месту, а порой совершенно без повода. Вот он кич. Но идет время и меняется многое; ты взрослеешь, меняются взгляды, и то, что казалось тебе раньше супер необходимым, теряет для тебя всякий смысл… Времени-то собственно надо немного. Ведь уже на первой сессии становится ясно, что ты попал в самый обычный вуз, только с налетом элитарности, ведь и здесь надо учится — русский, литература, критика, латынь, история, иностранный… и несколько жалких творческих семинаров, где разбирают твои тексты — их ругают, они не всем нравятся… После первой же сессии многие уходят. Кто-то уходит после второй… но уходит. Ссылаясь на разные обстоятельства. Но дела не обстоятельствах, а в том, что мечта оказалась совсем не такой, как представлялась. Это как с любовью и семейной жизнью, помните про лодку которая разбивается?.. Потом у многих появляются хвосты… Они тянутся, но и их обрубают, кого-то держат до последнего, кого-то отчисляют… От чего это зависит? Вопрос. Ведь у некоторых и с первого курса есть хвосты, а его и на четвертом курсе терпят (может, потому что у него дед редактор толстого журнала?), а других с 2-3-ми хвостами отчисляют за неуспеваемость (или может быть пишет не то?)… Здесь тоже интриги. Да еще какие! И начинаешь задумываться, а зачем все это? Писать нормально не учат, а только ругают, печататься не предлагают, никакой славы, да еще и многие круче тебя пишут, больше знают и лучше учатся… А у тебя — скудный запас литературных познаний, пишешь посредственно, да и учишься кое-как. Тогда зачем тебе Лит? Ты уже как-то стесняешься говорить о том, что учишься в Литинституте, тем более, что многим до лампочки, они даже не в курсе что это. Да и сам ты не совсем понимаешь, кем ты станешь — кто такой литературный работник? ТЫ же писателем хотел стать, еще со школы… И кичиться уже нечем… С другой стороны, многие продолжают тешить себя мечтами о светлом будущем, некоторые как-то крутятся и пробиваются — их печатают в журналах, у них выходят книги… Кто-то продолжает считать себя гением, а кто-то понимает, что нужно заниматься чем-то другим, чем-то полезным для общества. Для того общества, которое не читает. И складывается ситуация как в русском зарубежье 20-х годов XX века — писатели есть, а читателей нет. Может быть, стоит воспитывать в обществе тягу к чтению? Учить еще в школе? Не тусоваться в маленьком дворике герценовского особняка, а идти в народ? Риторика… Такой вот Литинститут — и не мечта, и кичиться не чем… tags: , , , , , , ,

Автор: Владимир Болотин

Родился и вырос в Москве. Учился в Литературном институте, сочинял истории. Книги - одно из страстных увлечений. Не делаю различий между бумажными и электронными книгами. В 2006 году придумал блог "Пять страниц о...".
Работаю в "Российской газете", иногда пишу про книги, кино и различные гаджеты.

13 ответов к “Литинститут: мечта и кич”

литинститут это просто ВУЗ, но с одним большим плюсом — он в Москве, где много возможностей. Кроме этого тут у тебя сразу появляется очень много единомышленников.

Ася, дело в том, что Литинститут — это не просто вуз, это творческая мастерская, во-первых, а во-вторых, единственное в своем роде учебное заведение.
То, что он находится в Москве — вряд ли плюс или достоинство; достоинства в другом. Если бы он находился в Питере или в Казани, в него приезжало бы не меньше молодых амбициозных людей. А возможности можно и в других городах реализовывать, с не меньшим успехом — и тому есть примеры.

Для студента 4-го курса Литературного института им. Горького — странный текст. Впрочем, вероятно, с тех времён, когда там учился я много изменилось. Если из- под пера человека, как он полагает, с потенциальной или явной филологической одарённостью выходит фраза «а возможности можно и в других городах реализовывать», то он, безусловно, оказался не в том заведении, куда ему было предначертано попасть судьбой. И тогда ему, конечно, пора «идти в народ» и заняться чем-нибудь «полезным для общества»…

Выпускник Литинститута

Александр, да, Александр, наверное вы правы.
Не в том месте, не в то время. Судьба посмеялась надо мной, пойду заниматься общественно-полезным делом.
Не вижу смысла боготворить Литинститут, колотя себя в грудь, что я там учусь (или, как некоторые, учились). Может быть возвести в культ и дары приносить? Весьма забавно было бы…
Не нравится текст? Что ж, я не обязан нравится всем — напишите свое, красивое. Что касается фразы, что вас не устраивает? Вы, наверняка, долго обдумывали конструкцию вашего комментария, нашпиговали его цитатами, пожурили автора. Восхищен! Всегда литературным языком выражаетесь?

Литературный институт я не боготворю, учебное заведение вряд ли имеет смысл боготворить, даже если это пушкинский лицей, который как замечательно сказано «давал образование скорее блестящее, чем глубокое». Даже если это Московский университет, проезжая мимо которого Афанасий Фет неизменно, говорят, плевал… Просто взрослый человек, а вы, несомненно, человек взрослый, обычно склонен, если у него возникают какие-то сомнения, жизненный путь менять. Поскольку времени нам отпущено не так уж много.
Я не всегда использую литературный язык, но в письменной речи, как правило, да. Поскольку своему ремеслу немного обучен, то у меня хватает даже не вкуса, а речевого чутья не ставить рядом два однокоренных слова. Так человеку, который двадцать лет занимается плотницким ремеслом трудно забить гвоздь криво — даже если он это захочет…
Тем не менее в Вашем наброске о Литинституте кое-что схвачено верно. В первую очередь то разочарование, которое испытывает большинство студентов, кто-то раньше, кто-то позже. Дело в том, что роскошь ошибиться с выбором профессии может позволить себе каждый. Роскошь почувствовать в себе Дар, которого на самом деле нет — только люди цельные. Обычно — это катастрофа. Даже студентам Московской консерватории проще. В конце-концов кому-то сцена, кому-то музыкальная школа, кому-то играть на похоронах. Всё это, вероятно, «польза обществу». Но в литературе — ты либо Поэт, либо никто. Определиться с этим нужно как можно раньше. Поэтому Вы верно изложили то, о чём думают многие студенты этого славного заведения. Но молчат. Для этого нужно некоторое мужество. И чистосердечность что ли…
Почему всё-таки «славного заведения»? Это определение никак не связано с традициями — тем, чем гордится, обычно учебное заведение. Для меня — это прежде всего люди. Я поступил в Литинститут, уже окончив Университет, и мне было с чем сравнивать. Удовольствие пообщаться с Карабутенко по-французски о Флобере или по-русски об Эдгаре По, с Джимбиновым о Сэлинджере, со Смирновым о серебряном веке русской литературе, мне кажется чего-то стоит. Ваше сетование, что в Литинституте «всё-таки приходится учиться» поставило меня в тупик. А что вы, собственно, собирались там делать?

С уважением, Александр

Александр, я не сетую, что нужно учиться… Мне нравится атмосфера вуза, и педагоги нравятся… Но это (такая учеба, каковая есть), согласитесь, не то, ожидаешь-то совершенно иного…
Я для себя решил — нет во мне гения, нет, возможно, и таланта. Не претендую. Сейчас уже не претендую, как когда-то в школьные годы. Я смогу смериться с тем, что я Никто, это не сложно.
Имея и другой диплом (в котором тоже разочарован), пытаюсь получить еще один… И оба не связаны с моей работой. Представляете? Представляете, уверен.
Иногда приходится нарочно ставить рядом слова; иногда в спешке пропускаешь такие мелочи (это мелочи в интернете, где и худшие образчики текстовок встречаются)… Уж простите. Еще бывают клеше всяческие и шаблоны — но с ними людям проще понимать, да? Мы от них бежим, а народу нужны… Во как.
Надеюсь, обиды вы на меня не держите. Я на вас тоже не дуюсь. Иногда стоит получать такие комментарии, как ушат с холодной водой. Во всяком случае, приятно было с вами пообщаться.

Конечно не обижаюсь. Мало того, я не собирался выносить суждение о наличии или отсутствии у Вас литературного таланта, тем более на основе случайной реплики в интернете. (Я сам в своём тексте допустил ошибку в падеже, и мне это досадно). Я вступил в разговор, потому что он меня заинтересовал. И, думаю, он интересен не только нас с Вами…
Сейчас я допишу этот текст и снова вернусь в «Word», где открыт другой текст. Я буду писать его ровно до 6 вечера. Потом несколько раз я буду вставать ночью, проклиная всё (и всё-таки с удовольствием), и записывать новую мысль, потому что лучшие приходят ночью. Через десять месяцев он появиться в толстом журнале. Скорее да, чем нет. Что из этого следует? Ровным счётом — ничего. Ожидал ли я такого, когда поступал в Литинститут? Да, примерно так я себе это и представлял.
Среди тех 60, кто поступил в этом году, возможно (но не обязательно) есть один, максимум двое, кто обладает литературным дарованием. Остальные 7 — 10 тысяч, не прошедшие творческий конкурс разочарованы. Я удивляюсь, что Литинститут до сих пор не выгнали из шикарного особняка в центре Москвы. Поскольку он работает даже не на тех 60, которые сядут в редакторские кресла или станут писать идиотские сценарии для сериалов первого канала. Он работает на этих двух. Непозволительная роскошь. И лучшие преподаватели прекрасно осознают это странное дон-кихотство.
Литинститут — жестокое заведение. Журналист Быков когда-то написал статью, которая называлась «Остановить (или убить?) Крысолова, где описал, как Литинститут заманивает и калечит юные души, не давая то, что обещал. Д. Быкову повезло. Он никогда в нём не учился… Впрочем, Литинститут не более жесток, чем уже упоминавшаяся консерватория или Академия Художеств…
Литинститут не готовит писателей. Ни один душевноздоровый человек, так изначально не считает. Он предостерегает от изобретения велосипеда и некоторых ошибок ремесла. Опять же — странная роскошь…
Что выпадает на долю остальных? Филологическое образование. Его получают те, кто делают несколько шагов навстречу уникальному преподавательскому составу. Если не делают — не получают ничего, как и в любом «обычном» вузе.

С уважением, Александр.

Товарищи,
когда читаешь вашу переписку, возникает желание вас обоих пожалеть: по-тёплому, по-дружески. Я так часто вижу когда сквозь подобные разочарования, люди упираются в тупик, предполагая (явно наивно) что так оно и должно быть.
Литинститут воспевается или ругается по одной простой причине:
в этом заведении огромное нагромождение интересных людей, событий, разных личных атмосфер, и всё это вместе составляет то, что отличает Литинститут от других вузов — мощную школу жизни. Здесь, разочарование также неминуемо, как и вне Лита:
такие же проблемы с издателями, продажности, раздутые от отказов лица редакторов, которые объясняют вам с усталым видом, почему то, что вы принесли никогда не напечатают. Только в Литинституте это физиономии из деканата, или преподаватели по латыни.
с удовольствием и любовью это место вспоминают люди, нашедшие в Литинституте то, что нужно.
и это «то, что нужно» у каждого своё.

Ужасно, что литинститут выпускает таких инвалидов, как Александр, для которого свобода, есть лишь «право делать то, что законы дозволяют». Никакого творчества и свободы, никаких чувств, одни цитаты, ничего своего.

У многих людей иногда не хватает мужества закончить то, что начали.И ваше разочарование-самая ожидаемая вещь.Потому что на фоне разочарованных те, кто идут до конца-сильно выигрывают.Представляете,если бы каждый год выпускались по 2 сотни гениев?)

вначале надо учить людей быть ремесслиниками а потом уже- творцами а не наоборот. вначале- работа на массового читателя а потом уже — на высокое искусство

Я ещё учусь в школе,в десятом классе, поэтому меня выбор дальнейшего пути ещё только ожидает. Я люблю поэзию, люблю творчество и хотела бы связать с этим свою судьбу. Пусть это звучит наивно, как-то по-детски, но это моя мечта. Всвязи с этим, я хотела бы побольше узнать об этом заведении: его порядки, условия и остальное. Если кому-то не сложно, я прошу, немного рассказать о Лите.

Литинститут сегодня это ни элитарное заведение, ни сборище лишних людей, это просто развалины древнего храма, на руинах которого поселились бывшие его хулители и тихие почитатели. Своими слабыми силами они разыгрывают тут мистерию, едва напоминающие образы прошлого.

Обсуждение закрыто.