Про эту книгу мне говорили лет десять назад. Что говорили, не помню — хвалили точно. Но вот прочитать я сподобился ее только сейчас. В некотором роде повлияло задание по текущей литературе в институте (дали задание прочитать еще Аптекаря, Бубновый валет все того же Орлова, что-нибудь из Сегеня, но сами понимаете, времени нет…).
Книга наполнена мистикой, демонами и домовыми, юмором и музыкой. Определить главную скрипку тему сложно — это и человеческие отношения, любовь, и место человека в творчестве, и творческое начало в человеке, и социальные отношения, и карьера, и дружба, и зависть… целая жизнь (в самом широком смысле слова) в общем-то.
Владимир Алексеевич Данилов — демон на договоре — служит в театре и играет на альте. У него есть друзья, бывшая жена, командировки и долги, у него появляется новая любовь — Наташа, он получает за некоторое свое «гусарство» по отношению к одному нахальному домовому, ему дают «черную метку», ему остается ждать времени Ч.
Пока Данилов ждет своей неотвратимой участи, он успевает сыграть великолепную симфонию молодого композитора Переслегина, поспорить с Земским, скрипачем и коллегой по театру, о тишизме (новом «направлении» в музыке) и вообще о творчестве, вызвать своего друга Кармадона, прилитевшего с далекой-далекой планеты в отпуск, на дуэль… Попутно умудряется заниматься по просьбе бывшей жены ее «мелкими заботами», знакомится с хлопобудами (Обществом хлопот о будущем) и пережить еще массу приключений.
Заканчивается, слава богу, все хорошо. Читать одно удовольствие — тонкий юмор сочетается с остроумной сатирой на общество в целом, музыка переплетается с философией и муками души.
Считается, что Аптекарь Владимира Орлова — это продолжение Альтиста, но точно я смогу скать только по прочтении…
1 ответ к “Орлов В. Альтист Данилов”
Стиль Орлова, бесспорно, интересен. А вот сюжет – так себе. Попробую объяснить феномен этой книги, а она, как я понял, своего рода – культовая. Орлов – хороший художник. Ему прекрасно удаются любые полотна, особенно пейзажи, но! Портретист он слабый: персонажи, вышедшие из-под его пера, – схематичны, можно сказать, – условны. Как шахматные фигуры. Есть король, королева (ферзь), есть пешки. И все они имеют свой вес или свою убойную силу (называйте это так, как вам будет угодно), но запомните ли вы лица шахматных фигур? Увы. Они безлики. Примерно такая же картина вырисовывается и у Орлова: его мир – это мир безликих шахматных фигур. Кроме, пожалуй, единственного исключения – Клавдии Петровны (бывшей супруги альтиста Данилова). Это, на мой взгляд, единственный живой человек в романе в полном смысле этого слова. Но, несмотря на схематичность образов, роман Орлова интересен настолько, насколько может быть интересна и захватывающа шахматная партия, хорошая партия, конечно. По-моему, в этом и скрыт секрет «Альтиста Данилова» — мы вглядываемся в лица шахматных фигур и пытаемся увидеть в них самих себя.
Подробнее вот здесь: http://liaclub.info/?p=58