Эта книжка — тень из прошлого. Скажем так, псевдопризрак нулевых. Сам автор ее та и характеризует во вступительном слове — мол, все это было круто тогда, а сейчас… Сегодня, по мнению Сергея Шаргунова, стало обыденным и есть у всех современных писателей. Типа он создал шаблон для новой русской литературы.
Соглашусь только с тем, что «Ура!» может и была действительно крута в начале нулевых, когда была написана. Может свежестью изломанного языка, может быть квазиправдой о жизни молодежи. Ну понятное дело — модно курить, бухать, употреблять… Но герой на то и герой, чтобы как-то противостоять, менять устои, давать пример и надежду. Попытка с положительным героем вполне может быть засчитан.
Что касается текста — то это сочетание вполне нормального русского языка с интересными словесными конструкциями. Фразы порой обрываются на середине, что вводит в ступор и сбивает с ритма чтения. Впрочем, на рубеже XX-XXI веков я был не чужд экспериментов, и писал в похожей манере; сейчас мне кажется, что такая «стенография» не очень хороша.
Повесть начинается с любви — ею и заканчивается. Герой влюбляется, теряет и вновь обретает веру. В любовь, да. Ну сперва в себя, а потом и в любовь. Между первым упоминанием любви и последним — различные истории из жизни Павла Уражцева, его воспоминания о детстве, родственниках, друзьях, смерти. Все как надо в двадцать лет.
Плюс в карму писателю Шаргунову за то, что его персонаж меняет себя, начиная бегать:
…Скакал, задыхаясь, мимо скользили редкие прохожие. Бежал в свой задорный бой, сдирая дыхание о зимний воздух. Попади в меня сейчас снаряд, я бы все равно достиг конца этой проклятой улицы, отбросив башку далеко за спиной. Примчался, вспотевший, поправляя шапку-ушанку. Я варварски улыбался в седых клочьях пара и не мог никак отдышаться. Я словно все еще бежал.
Выражаю благорадрность издательству «Альпина Паблишер» за предоставленную книгу.