Рубрики
о книгах

Лондон Дж. Мартин Иден

Автор — Альбина Акбарова

Люди, доискивающиеся до глубин, задумывающиеся над основными законами бытия —
точно одинокие орлы, одиноко парят в лазурной небесной выси над землёй,
обременённой толпами, чей удел — стадное существование.

Джек Лондон о Мартине Идене

martin-idenПоразительно, как цельные и сильные произведения классиков отличаются от беллетристики. Классика – это обилие эпитетов, обилие размышлений, серьезная тема, красивый, пусть немного устаревший, но благородный язык повествования. Одним словом, в произведения классиков надо вдумываться. Беллетристика- это движение, это везде снующий глагол, придающий произведению бешеный темп повествования, который несет тебя на одном дыхании от начала произведения до его последних самых мучительных строчек.

Наверное, в этом главная особенность многих классических произведений: ты не летишь на парусах  азарта, но ты дрейфуешь по мягким волнам осмысления и осознания, ты вдумываешься, перечитываешь, сравниваешь, вспоминаешь; ты погружаешься, и нет освежающего бриза беллетристики, есть ароматный густой туман классики.

Итак, «Мартин Иден». Как же писатель сумел влюбить читателя в главного  героя? Лондон заставил думать о герое, интересоваться им. Это удается не многим. Ты не просто сопереживаешь герою, ты придумываешь пути решения его проблемы, силишься передать свою идею строчкам, бежишь к последней в надежде, что автор услышит тебя сквозь время и поможет герою, но расстраиваешься, когда дойдя до конца, понимаешь, что твой совет не был услышан, что герою пришлось не сладко, что он не справился, сломался.

Роман о молодом целеустремленном парне: добрый малый, бывший матрос, свежий взгляд в будущее, страстное желание жить, благородство и сила. Действительно, его главная черта – это сила. С упоением читаешь о его смелости, сравниваешь  и всегда проигрываешь, и даже немного завидуешь  — вот бы и мне так.

Он узнал жизнь не из книг, он прочувствовал ее на своей шкуре, но оставался верен себе. Как это бывает с лучшими из людей, на его пути встает проблема – женщина, в которую он влюбляется. Любовь вдохновила на покорение высот, любовь дала силы работать по 19 часов в день, чтобы добиться расположения любимой. Но любимая оказалось не самой умной дамой: закомплексованная буржуазка, мнящая, что сумеет «сделать из Мартина человека»: сначала он будет несколько лет работать в бухгалтерской конторе ее отца, начнет разбираться в бумагах и экономике, познает науку притворства, и его станут уважать в отупевшем, пахнущем болотной гнилью, обществе ей подобных. Знаете, она предлагала ржавую клетушку вместо освежающих просторов неба прекрасной птице.

Я, правда, влюбилась в Мартина, да простит меня моя любовь. Мое женское сердце изнывало от боли, когда страницы рассказывали мне, что Мартин не ел второй день, что щеки его впали от голода, а глаза горели лихорадочным огнем от усталости и жара.

Если бы Мартин жил в 21 веке, он, конечно же, понимал бы, что сила – в нем самом, что самоисцеление – дар любого человека, а «все что ни делается, все к лучшему». Но герою об этом никто не сказал, и Мартину пришлось столкнуться с жестоким буржуазным миром и бороться с ним в одиночку.

Автор: Владимир Болотин

Родился и вырос в Москве. Учился в Литературном институте, сочинял истории. Книги - одно из страстных увлечений. Не делаю различий между бумажными и электронными книгами. В 2006 году придумал блог "Пять страниц о...".
Работаю в "Российской газете", иногда пишу про книги, кино и различные гаджеты.