Дневник гения я читал с упоением по нескольким причинам. Первая, Дали действительно гений — причём, следует заметить во многих областях, а не только в живописи. Вторая, интригующее название для книги. Третья, в связи с собственным мироощущением и пониманием себя, как… правильно, гения.
Собственно книга представляет из себя именно дневник, который Сальвадор Дали вел на протяжении десяти лет — с 1950 по 1960 годы. Дневник является в некотором смысле продолжением «Тайной жизни Сальвадора Дали, нписанной им самим». Содержание книги — своеобразная мешанина, состоящая из заметок Дали о ежедневной работе, мыслей об искусстве, прошлом и настоящем, о рождении гениальных мыслей и создании шедевров, воспоминаний о друзьях и соратниках по цеху, в общем, повседневность Гения.
Книга наполнена живыми персонажами, к которым Дали показывает своё честное отношение — без прикрас. Художник рубит с плеча и говорит правду о своих знакомых и друзьях, о писателях и артистах, о королях и диктаторах… Раскрывает тайну работы собстенного желудка и подробности скурпулёзного подбора цвета для тела Христа. Дали поведал, как создавались его шедевры.
И естественно, никак нельзя забывать Гелу, его музу и жену, «его гений». В книге множество сносок (иначе нам, непосвещенном, запросто можно сломать ноги и заблудиться в этом нагромождении дат, имён и фамилий), ссылок и отсылок к другим произведеним — настоящий гипертекст(!). Дали создал ещё один шедевр и любезно подарил его миру.
Дневник гения — часть жизни сальвадора Дали, один из шедевров маэстро. Гений — это образ жизни, стиль жизни. Дали следовал ему всю жизнь. Поэтому и был не похож на других. Дневник можно рассматривать как очередную попытку Дали эпатировать публику, а можно — как духовное наставление потомкам, будущим гениям. Если бы Дали жил сейчас и вел бы свой блог — то это был гиперпопулярный сайт, не только из-за «расрученных картинок», но и интересных и философских мыслей, заметок о жизни, интеллектуальных споров с «великими», живыми и мёртвыми…
Цитаты из книги:
Я нахожусь в состоянии перманентной интеллектуальной эрекции, и все идет навстречу моим желаниям.
Я усадил себе на колени уродство и почти в тот же миг ощутил усталость.
Живописец, ты — не оратор! Поэтому заткнись и пиши!
Плевать я хотел на вялые шедевры!
Ван Гог отрезал себе ухо; прежде чем отрезать ухо себе, прочтите эту книгу. Прочтите этот дневник.
Со времен Французской революции в мире ширится порочная, кретинизурующая тенденция, которая пытается убедить нас, будто все люди одинаковые, то есть утверждающая, что гении — это обычные человеческие существа, в большей или меньшей степени подобные прочим смертным. Наглая ложь.
Но лучше эту книгу читать, чем пересказывать.