Наша страна – удивительное место, где читатель является какой-то особой категорией, своеобразной кастой. Читали в России всегда – и дворянство, и духовники, и купцы, и крестьяне: для всех находилась литература. Интеллигенция в конце XIX – начале XX веков задавала тон для чтения – Толстой, Достоевский, Тургенев, Чернышевский, поэты Серебряного века.
Литература продела путь от элитарной до народной; во многом здесь заслуга Пушкина, Некрасова, Лескова – всех тех писателей, которые писали на народном языке, простыми словами излагали мысли народности. Эпоха реформ 1860-х годов породила новые жанры – политическую публицистику, например, новых героев, вообще новую литературу – новые смыслы, новые идеи стали главными.
Революция 1917 года (я не по давней школьной привычке и не по коммунистическим убеждениям, а по образу мысли и восприятию считаю события октября 1917 года революцией, а не переворотом) способствовали тому, что литература стала еще более народной, то есть доступной. Заслуга большевиков в том, что они научили все 15 республик читать и писать (напомню, что у некоторых народов до 20-х годов не было даже письменности).
Распад Советского Союза привел ко многим негативным итогам, и происходящим до сих пор процессам. В том числе мы утратили некую преемственность между поколениями – между поколениями писателей и поколениями читателей.
В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия у читателей появился выбор, им стала доступна не только классика русской литературы, зарубежной, но и современная западная литература. Начали появляться запрещенные ранее русские писатели.
Но вскоре произошло пресыщение – читатель устал от идей, он устал думать. На этом фоне популярными становятся низкие жанры – мелодрамы и боевики, книги стали выходить целыми сериями, появились «книжные сериалы» про бешенных, про герасимов, про зоны и тп.
Попробуем проследить, что читали с начала 90-х.
Пока интерес к новому двигал читательскими приоритетами, популярен был Виктор Пелевин. Свою нишу среди детективов последней декады XX века нашла Александра Маринина, получившая титул «королева детектива». Пресыщение читателей боевиками и сериалами про плохих ментов и благородных разбойников, привело к росту популярности исторического детектива, и соответственно к успеху Бориса Акунина. В то же самое время интеллектуалы читали Владимира Сорокина, одни, правда, хвалили, а другие – ругали. После мощной волны «акунинщины» начинается расцвет иронического детектива, на авансцену выходит Дарья Донцова и ее бесчисленные книги. Сейчас в зените – Сергей Лукьяненко, который успешно борется за первенство с ДД.
В последнее время я стал замечать, что читать стали больше – пусть и Донцову, зато читают. У молодежи читать становится модно, причем лучше, конечно, читать именно то, что модно. Среди модных литературных тенденций Коэльо и Мураками, Дэн Браун и Лукьяненко…
Что ж читать не перестали, и ладно. А русская литература постепенно возрождается. Мода читать должна смениться необходимостью, рано или поздно это должно произойти.
«Надо только подождать», – пел в одной песне Егор Летов. И мы подождем.