Рубрики
кухня о книгах о творчестве черновики

Имя для героя

Как выбрать имя персонажу? Это так же сложно, как выбрать имя для вашего ребенка. Как говорили в одном замечательном мультфильме, «как вы яхту назовете, так она и поплывет«. Только с героем сложнее, чем с обычным ребенком. Герой должен быть героем (или почти героем), его имя и фамилия должны отражать и внутренний мир, и вообще судьбу персонажа, отражать его состояние и так далее. Вообще важно помнить, что имя для героя — это выбор. А мир героя — особый мир, мир в романе или в рассказе. А роман — это особая плоскость существования, где свои законы и правила. И эти правила отличаются от наших обычных, по которым мы привыкли существовать… Назвать персонажа — это ответственный шаг. Перед «кристинами» надо сильно подумать. Потому что вашему «ребенку» придется жить с тем именем, которое вы ему дадите, очень и очень долго. Возможно, даже дольше вас. Например, в романе ересь повествование ведется от первого лица. Главного героя зовут Болотин Владимир, но это всплывает только раза два за весь текст. Почему героя я назвал своим именем? Просто потому, что это весь роман — это только мои мысли, которые трансформируются по ходу повествования. Все, что есть в тексте, — это мои переживания и мои фантазии. Поэтому героя зовут так. Но герой — это не я сам. Вот так. Например, сейчас я смотрю на свой текст и думаю о том, что многие вещи там написанные совершенно мне сейчас не импонируют… В рассказе Тоска персонаж придумывает себе имя, только потому что на его месте мог быть кто угодно. В рассказе Запах моря, герой иностранец, но славянин. Ижи Бертович — спонтанное имя, никакой нагрузки не несет, просто определяет принадлежность к «нерусскому» происхождению. В рассказе Случайная встреча главное действующее лицо зовется по фамилии, — Порожнев, — мне необходимо, чтобы показать внутреннюю пустоту героя; в конце рассказа я его называю по имени, — Владимир, — это уже после осознания своей ничтожности и пустоты, когда к герою приходит понимание (имя героя означает «владеющий миром», и тут не важно каким — своим маленьким или всем). В некоторых текстах героев называют Он или Она. Это не всегда удобно, но зато дает широкий спектр различных комбинаций, появляется интертекстуальность героев, архитипичность персонажей, если угодно. Такой ход может привести в тупиковые ситуации, велик шанс запутаться… Так что начинающим писателям не рекомендую пользоваться таким распространенным шаблоном. Иногда достаточно распространенное имя героя позволяет читателю отождествлять персонажа с собой, так что давать простые имена с одной стороны удобно, а с другой — слишком банально. Но можно давать и оригинальные имена, которые соответствуют контексту — это может усилить, скажем, комедийность персонажа, юморестичность всего произведения. Это выглядит как игра — с текстом, с читателем. (В качестве примера могу привести тексты Данила Бритова — смотрите на eretik.net) «Говорящие» фамилии — они помогают раскрыть характер персонажа и его внутренний мир (я уже повторяюсь). Вспомните, например, Раскольникова, Хлестакова, Базарова, Овсова… Их имена уже наталкивают на определенные мысли и дают представления об их образе жизни, о внутреннем мире. А мы, простые люди и среднестатистические читатели, привыкли к ярлыкам и определенного рода аналогиям — например, имя может ассоциироваться с конкретным человеком, которого вы знали в реальной жизни, и это может повлиять на восприятие персонажа. Так что подумайте прежде окрестить героя своим именем, ведь это может отразиться не только на его судьбе, но и на вашей собственной. И такие случаи имели место… Такое вот эссе вышло, возможно скомкано, сумбурно и не полно… Но как есть.

Автор: Владимир Болотин

Родился и вырос в Москве. Учился в Литературном институте, сочинял истории. Книги - одно из страстных увлечений. Не делаю различий между бумажными и электронными книгами. В 2006 году придумал блог "Пять страниц о...".
Работаю в "Российской газете", иногда пишу про книги, кино и различные гаджеты.

5 ответов к “Имя для героя”

Кажется Пелевин, в интервью как-то заметил, что писатель ответственен за своих героев. Напрямую. То есть судьба героя тем или иным образом влияет на судьбу писателя. И что он (Пелевин) с некоторых пор крепко думает, прежде чем «Ради красного словца…». Он конечно любитель поэпатировать публику, но в данном случае, похоже, говорил взаправду. P.S. И того же принципа, что и при выборе «Имя для героя» стоит придерживаться и при выборе Ника для себя. То есть с особым тщанием.

Мне мой ник нравится. Это мой осознанный выбор. У тебя тоже красивый и звучный ник — очень похож на Magister Ludi (Мастер игры, или просто школьный учитель), это звание из «Игры в бисер» Гессе. Но похоже, что это только мои ассоциации, поскольку перевод совсем иной… да??

Ох, много чего еще не читал и вот Гессе в том числе. У меня другой ряд: — homo sapiens (разумный) — homo legens (читающий) — homo ludens (играющий) Ну и понятно, как у большого почитателя творчества Стругацких, корни ника из книги «Волны гасят ветер». В том году Нику был юбилей — 10 лет :-).

Спасибо!!! Помоиму придумать имя персонажу самая тяжолая чясть написания книги. Линия сюжета, локацыи, даже скрытый смысл который хочю донести до читателя — все придумал и продумал трижды, готово буквально все, но вот имя это главная проблема для меня ); Хотя солиднейшый источник имен для персонажей это наша мифология Словянская!!!

Обсуждение закрыто.