После прочтения Осиной фабрики, которая взрывает мозг и ломает стереотипы, я через какое-то время ожидал от Шагов по стеклу чего-то подобного. Но ничего не получилось. Мне присоветовали Мост, обещая потрясающих впечатлений. Но я снова разочарован.
«Осиная фабрика» — это отличная штука, это роман в рамках (и за ними) постмодернизма, это реализм в кубе. Не важно, что эта история выдуманная. «Шаги по стеклу» и «Мост» — это слабоватый реализм плюс фэнтези. В это вообще не хочется верить, эти книги не цепляют и не завораживают. А жаль.
Роман Мост полон подтекста, в нем есть психология — та самая, которая популярна. Все эти фрейдистские и юнговские штучки, все эти дурацкие сновидения и фаллические символы. Жизнь в голове, жизнь во сне. Жизнь на мосту — это одна реальность, жизнь под мостом, в нашем мире — совсем другая. А вот еще есть третья реальность — мир совсем уж фантастический, где обитает варвар…
С первой страницы, в принципе, дается понять, что у нас тут происходит — это кома. А дальше все про мост и про потерю памяти, а когда свыкаешься с тем, что Мост — это реальность, тебе подсовывают еще одну, потом третью… И где-то все это должно соединиться, кто-то из героев должен проснуться, чтобы мы смогли понять, где настоящая реальность. Вообще-то догадаться, кто настоящий — можно, это даже не сложно.
В книге, в тексте явно присутствует вторая ипостась Бэнкса — его альтерэго, занимающееся научной фантастикой. Трудно, видимо, усидеть на двух стульях, пытаясь контролировать раздвоение личности. Собственно, от этой примеси не-реализма, Мост и Шаги по стеклу проигрывают дебютному роману Бэнкса.
***
Купить: Ozon (цифр. версия), Лабиринт, Books (цифр.версия)